О том, как наладить школьное проводное радиовещание, и рассказывает этот проект. Рассказывает для тех, у кого в школе есть свой радиоузел. И для тех, кто ещё только собирается организовывать его.
Публикация находится в стадии переработки. Нам осталось только изложить сведения, сообщаемые авторами, в терминах, используемых в учебниках для средней школы и младших курсов вузов!?. Книжка, которую Вы сейчас читаете — ни в коей мере не учебник или «методичка», а в большей степени пособие — от слова «пособить», помочь. Мы рассказываем о том, что знаем, что сами сделали — и стараемся изложить знания постепенно, от основ к частному.
Публикация выложена нами в общественное достояние (public domain).
В университетский курс радиотехники, да и звукорежиссуры, входит физика2. Это не спроста, ибо знания о звуковых волнах, о колебаниях, об электричестве дают понятие про основу, на коей зиждется звукотехника вообще. Вы можете, конечно, транслировать или записывать звук безо всяких знаний о физике. В конце-концов, чтобы включить свет, Вам не надо знать о том, как именно работает лампочка и что свет, да и вообще воспринимаемый нами зрительный образ — не более чем электромагнитные колебания, получаемые сетчаткой глаза и благодаря химическим процессам преобразуемые в электрические импульсы, которые затем передаются в мозг по нервной системе. Но когда вы понимаете суть — вы чувствуете гравитацию, предметы обретают вес, ваше мироощущение становится полнее. Вы можете проводить сравнения и видеть вещи насквозь, зная их устройство.
Всё взаимосвязано, поэтому касаясь темы цифрового звука или усилителей D-класса, нельзя отрывать её от аналогового звука, а его, в свою очередь — от «природных» колебаний — звуковых волн. Сюжетная линия будет иногда погружаться в физику, поскольку мы предполагаем, что не все читатели помнят школьный курс.
Позволим себе цитату из книжки «ЕРЕСЬ ЗВУКОЗАПИСИ» (советуем выбрать время и обязательно её прочесть — весьма познавательно):
«В Советском Союзе, в тридцатых-шестидесятых годах многие люди вкалывали на заводе и одновременно учились, потому что им нужны были знания. Не для заработка, а чтобы делать большие дела во благо общества. Сейчас при капитализме широта знаний не востребована3. Упор идет на узкую специализацию. А мифический Козьма Прутков писал, что специалист подобен флюсу — полнота его одностороння. Капитализму нужны только винтики. Уродливая пословица — порождение монархии — «каждый сверчок знай свой шесток» внедряется в общество путем лишения человека самостоятельности, выделения ему тесной ниши, где он должен ворочаться и пытаться думать. А уж пищу для ума предоставят, будьте уверены. Вот в газете сообщают, что где-то испекли торт весом в тонну. Это что, важное научное или историческое открытие? Много ль толку от сообщений, во что были одеты знаменитости на свадьбе? Капитализм пытается окружить и одурманить человека тысячами пустых мелочей, чтобы тот впал в потребительство, заглушая этим жажду знаний и стремление к саморазвитию. Итог печален. В одном журнале я прочитал интервью с известным звуковиком. У него спрашивают — что вы думаете о таких-то программах? Он отвечает — а ничего не думаю, я никогда в них не работал, я работаю только в сякой-то программе, потому что «все профессионалы работают только в ней». Как мало нужно человеку. Всего-то, воплотить в себе мнение «всех профессионалов» и кичиться своей невежественностью…»
Да, эта книга — не справочник по школьным радиоузлам и не русская документация к нему же. Есть другие книги, учебники, есть в конце-концов сама документация. «ШКОЛЬНЫЙ РАДИОУЗЕЛ» — не книга об оборудовании и методах его использования, вернее — не столько… хоть ему и уделено много внимания. А набор описываемых в книге аппаратных средств может меняться… Только за последние два года сменилось целое «поколение» оборудования для радиотрансляции.
Но вообще не столь важно то, как готовишь передачи и как их доносишь до слушателя. Важно — ЧТО транслируешь. Какого бы «среднего» качества ни была ваша передача, как правило, на качество самой информационной составляющей она не влияет. Почти не влияет.
Это — главное. Но…
Если Вас интересует только практика работы школьного радиоузла, то переходите сразу сюда: «ЧАСТЬ II. ГОВОРИТ ШКОЛЬНЫЙ РАДИОУЗЕЛ».
3-4© 2010 ИТБ «РАСТР»